Часто у руководителей как дошкольных, так и общеобразовательных учреждений возникает вопрос нужно ли внедрять систему ХАССП в образовательной организации. В этой статье рассмотрим требования к внедрению данной системы.
Обратимся к определению ХАССП –HACCP(англ.) – Hazard Analysis and Critical Control Points –анализ рисков и критические контрольные точки.
ХАССП – это система, объединяющая в себе:
01- Документацию – приказы, журналы, инструкции, процедуры работы
02- Подготовку производственных помещений к соответствию требованиям санитарных правил и международных стандартов
03- Выполнение сотрудниками всех инструкций и процедур
04- Анализ рисков и выявление критических контрольных точек
Требования к внедрению системы ХАССП указаны в следующих нормативных актах:
- Статья 10 Технического регламента таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011)
«2. При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points)…»
- п. 2.1 II раздела СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»
«Предприятия общественного питания должны проводить производственный контроль, основанный на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points), в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), установленными предприятием общественного питания.»
- и др.
Таким образом система ХАССП касается, не только предприятий общественного питания, но и образовательных учреждений, в функции которых включен процесс организации питания детей.
Примеры документов, входящих в систему ХАССП:
1. Приказ о создании рабочей группы ХАССП и другие приказы об ответственных
2. Политика в области безопасности пищевой продукции
3. Руководство ХАССП
4. Блок-схемы технологических процессов
5. Схема движения технологических потоков в помещениях предприятия (оценка поточности)
6. Протоколы Анализа Опасностей и оценки рисков
7. План ХАССП
8. Процедура подготовки и обучения персонала
9. Процедура «Внутренние аудиты»
10. Инструкция «Входной контроль»
11. Инструкция «Транспортирование и хранение»
12. Инструкция «Гигиена и здоровье персонала»
13. Инструкция «Дезинфекция контактной поверхности оборудования»
14. Инструкция «Борьба с вредителями»
15. Инструкция «Управление оборудованием»
16. Инструкция по управлению перекрестным загрязнением
17. Инструкция «Идентификация и маркировка продукции. Прослеживаемость»
18. Инструкция «Использование металла, дерева и стекла. Посторонние предметы»
19. Инструкция «Инструкция по оценке качества готовой продукции»
20. Процедура «Управление документацией и записями»
21. Процедура «Управление несоответствиями»
22. Процедура «Управление средствами измерения»
23. Процедура «Управление аварийными ситуациями»
24. Процедура «Работа с жалобами»
25. Журналы: гигиенический, учета работы бактерицидной лампы, температурные журналы, регистрации инструктажей сотрудников, график профилактического обслуживания оборудования, график и учет генеральных уборок помещений, график поверки средств измерений, протокол внутреннего аудита
*Набор документов может изменяться в зависимости от специфики предприятия
Правильно разработанная и внедренная система ХАССП поможет выпускать безопасную готовую продукцию для детей!!!
Врач по общей гигиене филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в г. Новочебоксарске» Семенова Лина Владимировна